Запоминание.

Как мы учим стихотворения? Мы стараемся с первого же подхода запомнить все, тратим много моральных сил, вроде бы добиваемся результата, а назавтра обнаруживаем что помним только отдельные части стихотворения. Собрав силу воли мы проделываем еще один сеанс “зубрежки”. Особо упорные якобы могут запомнить и с первого раза, но и у первых и у вторых память, в ответственный момент откажется преподнести выученные строки для декламации. А поскольку мы боимся опозориться перед слушателями забыв текст, шансы на кратковременную потерю памяти многократно возрастают.

Все дело в том, что наша память очень плохо запоминает информацию, придуманную человеком. С рифмами еще куда не шло, а вот отдельные слова, буквы, цифры – это в памяти откладываются очень тяжело. Зато образы запоминаются замечательно. И чем ярче или нелепее образ – тем лучше он отпечатывается в памяти.

Ну например, как запомнить телефон: 221 94 54?

Скорее всего вы даже не доверитесь своей памяти, а сразу запишете его в адресную книгу телефона.
А ведь запомнить очень просто.
22 июня 1945 в 4.00 – дата начала Великой Отечественной Войны. Если вы хоть немного знаете историю нашей страны, то на запоминание этого телефона у вас уйдут считанные секунды.

Нужно только своей памяти сказать, что владельца телефона мы ассоциируем с началом Великой Отечественной Войны. Этот колоритный пример приведен для демонстрации возможностей быстрого запоминания, однако он, к сожалению, малопригоден для запоминания стихотворений. Поэтому рассмотрим методы которые нам помогут эффективно использовать свою память.

Итак первый метод. Неосознанное запоминание.
Для начала найдите стихотворение, которое “берет за душу”, это очень упрощает задачу. Если вам интересно то что вы читаете, вы сопереживаете строкам, то текст сам откладывается в памяти. Главное правило: не старайтесь запомнить, не насилуйте память. Просто вдумчиво читайте, пробуйте рифмы “на вкус”. Иногда при чтении возникают какие-то образы, которые привязываются к строчкам – это только помогает. На следующий день окажется, что стихотворение частями отложилось в памяти. Теперь нужно просто повторить то, что мы делали вчера, делая акцент на строчках, которые хуже всего запомнились и дело уже на 90% сделано.

Скорее всего так запоминают стихотворения люди, про которых говорят, что у них хорошая память. Память у всех одинакова, просто одни ее не используют, другие используют неосознанно, как в только что описанном примере, а третьи осознанно. Кстати, осознанный метод запоминания, описанный ниже в статье, называется в по-научному мнемотехника.

Второй метод. Осознанное запоминание.
Однако не всегда то, что нужно выучить нам нравится. Или как обычно не нашлось времени и завтра уже час Х. В этом случае поможет метод осознанного запоминания. В этом методе вам нужно связывать каждое слово с образом и из них строить сюжетную линию.

Основные тезисы:

1. Для того чтобы запомнить текст, нужно побороть в себе соблазн перехода на привычный способ запоминания – многократным повторением.

2. Придумайте персонажей стихотворения, обстановку, звуки, запахи, ощущения… Каждому должен использовать тот метод, который ему подходит. Далее в пример будет приводиться наиболее распространенный визуальный тип запоминания.

3. Чем ярче или даже нелепее будут ваши образы, тем проще запоминается текст.

4. Например, на три четверостишья может уйти до 3-5 минут времени. Не беспокойтесь, что вы ничего не запомнили или запомнили отдельные слова(строки), в начале придется пользоваться повторением или лучше сказать припоминанием (см.ниже). Это только при наличии огромного опыта можно с первого раза за минуту запомнить те же три четверостишья.

5. Припоминание. Постарайтесь воспроизвести текст, который вы только что запоминали, если вы забыли какое-то слово или строку, вспоминайте образы, теребите свою память, но в книжку заглядывайте в последнюю очередь. Если вы таким способом припомнили слово или строку, которую не запомнили сходу, то скорее всего, в момент следующего повторения она уже не забудется.

6. Пытайтесь связывать образы в сюжетную линию. В примере ниже будет показано как это делать.

7. Рифмованный текст запоминается проще, чем проза, поэтому вам возможно будет проще облачать в образы не каждое слово, а строку.

Пример:

В.Тушнова. ВЕСНА (отрывок).

Туч взъерошенные перья. Поднимаем взгляд в небо и представим себе тучу с торчащими из нее в беспорядке перьями
Плотный воздух сыр и сер. Перья падают вниз на плот висящий в воздухе с проступившими на нем капельками росы серого цвета
Снег, истыканный капелью, Роса превращается в сосульки и тут же начинает таять, капя на снег в котором образуется множество дырочек
по обочинам осел. снег собирает в охапку человек и садится вместе с ним на обочину дороги
И упорный ветер с юга, на этой дороге с юга – в той стороне дороги лето, начинает дуть ветер на север – там зима
на реке дробящий льды, дорога превращается в реку с плывущими по ней льдинами, а ветер (облачите его в любой мифический образ) берет блендер и начинает дробить лед
входит медленно и туго из кусочков льда складывается узкая дверь с табличкой “вход” и ветер открыв дверь с трудом начинает протискиваться внутрь
в прочерневшие сады а за дверью обнаруживается контур сада, как будто тень от яблочных деревьев

P.S. Нам лень что-то выдумывать, напрягать мозги. Мышление постоянно хочет перестроиться на метод многократного повторения потому что мы так привыкли. Но, после небольшой практики вы сможете гораздо эффективнее запоминать тексты, а побочным эффектом будет развитие воображения.